Персональные инструменты

Язык цвета

Материал из Уроки рисовании
Перейти к: навигация, поиск
Home icon grey.png   TriangleArrow-Left.png Цвет и композиция TriangleArrow-Left.png Язык цвета


Язык цвета Для успеха любой картины необходимо знать, как смешивать и использовать краски. Но так как цвет - это понятие абстрактное, многие художники считают этот этап работы сложным и пугающим. Такой недостаток уверенности в себе является следствием незнания основных принципов сочетания цветов. А цвета подчиняются определенным правилам и законам, которых следует придерживаться.

Содержание

Цветовое колесо

Одним из самых важных для художника «инструментов» является так называемое цветовое колесо. Оно представляет собой упрощенный вариант спектра, соединенного в круг, в который входят первичные, или основные, цвета (красный, желтый и синий) и составные цвета (оранжевый, зеленый и фиолетовый). Из этих первичных и составных цветов можно создавать все остальные цвета, включая серые, коричневые и нейтральные.

Первичные цвета

Первичные цвета расположены на цветовом колесе на равном расстоянии друг от друга. Первичным называется такой цвет, который невозможно создать путем смешивания других цветов. Теоретически первичные цвета можно смешивать в различных пропорциях, чтобы получались другие известные цвета. Но на практике все не так просто, так как первичные красный, желтый и синий цвета не существуют в пигментах красок.

Составные цвета

Составной цвет получается в результате смешивания в равных долях двух первичных цветов. Так, при смешивании синего и желтого получается зеленый, красного и желтого - оранжевый, красного и синего - фиолетовый.

Производные цвета

Производный цвет получается в результате смешивания в равных долях первичного цвета и составного цвета, находящегося на цветовом колесе непосредственно за первичным цветом. Например, при смешивании первичного красного с его «соседом» справа - оранжевым - получается красно-оранжевый цвет. А при сочетании красного цвета с «соседом» слева - фиолетовым - получится красно-фиолетовый цвет. Меняя пропорции первичного и составного цветов, вы сможете создавать различные оттенки цвета. Последующие промежуточные цвета можно создавать, смешивая каждую следующую пару соседних цветов. В результате можно получить последовательный переход из одного цвета в другой.

Названия и цвета

Цветовое колесо

Все пигменты красок «для художников», какие бы экзотические имена им ни давали производители, являются лишь преобразованием цветов, показанных на цветовом колесе (справа).

Взаимодействие цветов

Есть два вида взаимодействия цветов: они контрастируют или гармонируют. Вы можете исследовать отношения цветов, которые зависят от их положения на цветовом колесе (см. предыдущую страницу). Посмотрите внимательно на цветовое колесо и вы увидите, что гармоничные цвета расположены на этом колесе рядом, а контрастные цвета - далеко друг от друга.

Родственные цвета

Цвета, соседствующие на цветовом колесе, образуют родственную гармоничную гамму. Наиболее близки друг другу оттенки одного и того же цвета, а также первичный цвет и составной, созданный на основе этого первичного цвета, например, синий и сине-зеленый или голубовато-фиолетовый.

Дополняющие (контрастные) цвета

Питер Грэхем Цветы Холст, масло, 60 х 75 см

Цвета, расположенные в противоположных сегментах цветового колеса, составляют контрастные пары. Такие цвета называются дополняющими. Существует три основные пары. Каждая пара состоит из одного первичного цвета и одного составного цвета, получившегося в результате смешивания двух других первичных цветов. Так, для красного дополняющим цветом будет зеленый, для голубого - оранжевый, для желтого - фиолетовый. Такие же «отношения» связывают пары составных цветов: красно-оранжевый будет дополняющим для голубовато-зеленого, голубовато-фиолетовый - для желто-оранжевого и т. д. Если расположить рядом дополняющие цвета одного тона и интенсивности, они будут усиливать друг друга. Глаза быстро перемещаются с одного цвета на другой, создавая оптическую вибрацию, из-за которой цвета кажутся ярче.

Видимое буйство красок на этом натюрморте в действительности умело контролируется преобладанием двух пар дополняющих (контрастных) цветов - красного и зеленого, оранжевого и голубого. Белые участки опеняют яркие краски.

Правильные термины

При описании свойств цвета часто используются такие слова, как цвет, тон и оттенок. Иногда их употребляют неправильно, и они сбивают с толку.

Цвет

Цвет

Цвет - это синоним краски.

Это слово часто употребляют для описания общего цвета предмета.

Этим же словом пользуются, когда описывают близкие или похожие цвета.

Кадмий красный, малиновый ализарин и ярко-красный - это все красные цвета. Они близки по цвету.

Интенсивность

Интенсивность

Интенсивность иногда называют насыщенностью. Это понятие относится к тому, насколько ярким или сильным является цвет.

Яркие чистые цвета одновременно интенсивные, насыщенные.

Светлые цвета с сероватым опенком имеют слабую интенсивность.

Если к яркому, интенсивному цвету, например кадмию красному, добавить белый цвет, то он станет менее ярким и превратится в розовый.

Можно уменьшить интенсивность цвета, смешав его с дополняющим цветом. В этом случае цвет приобретет сероватый оттенок.

Тон

Тон

Этот термин употребляют для того, чтобы обозначить светлый или темный цвет.

Некоторые цвета от природы светлее по тону, чем другие. Для примера сравните лимонный желтый и жженую умбру.

Оттенок

Оттенок

Когда к цвету добавляют белый, чтобы он стал светлее, получившийся в результате цвет называют опенком.

Тот же термин используется для обозначения более темного варианта цвета, который получается при добавлении черного цвета.

Теплые и холодные цвета

Цвета бывают либо теплыми, либо холодными. В широком смысле к теплым относятся все цвета из желтого, оранжевого и красного секторов цветового колеса. Холодные цвета расположены в пурпурном, синем и зеленом сегментах. Так, на картине теплые цвета как будто выступают вперед, а холодные цвета отступают, контраст теплых и холодных цветов помогает создать пространство и форму в композиции.

Глубина и пространство

Терри Маккивраган Простор Норфолка Доска, акриловые краски 52,5 х 67,5 см

Так как глаз воспринимает холодные цвета как более далекие, а теплые цвета как более близкие, их контраст можно использовать в пейзажах для создания иллюзии отступающего пространства. Обратите внимание на то, как много пространства в картине Терри Маккиврагана (справа). На переднем плане художник использует краски земли, которые выступают вперед. Дальше к горизонту цвета постепенно становятся холоднее, а тон - светлее.

Эффект света

Артур Мейдерсон Зимнее солнце в Нормандии Холст, масло 70 х 85 см

Все цвета делятся на теплые и холодные. Например, лимонный желтый - это холодный желтый, а кадмий желтый -теплый. Цвет превалирующего света также определяет теплоту цвета. На этой картине (справа), например, предзакатное солнце придает каждому цвету теплый оттенок. Это не относится к участкам тени, которые написаны холодными красками.

Цвет и дизайн

Энтони Фрай Ашараф. Кохин Холст, масло 30x32,5 см Галерея «Броуз и Дарби», Лондон

Простой на первый взгляд дизайн этой картины выдает ее продуманную структуру.

Используя почти однородные участки яркого цвета, создающие пространство и свет, Энтони Фрай приходит к чистой гармонии, которую Матисс называл «духовным пространством».

Тональный ключ

Тревор Чемберлен Базар в Тегеране Доска, масло, 17,5 х 25 см

Тон и цвет в картине можно сравнить с нотами. Множество различных тонов приводят к возникновению визуального диссонанса, а тщательно подобранные тона, находящиеся в светлом или темном конце цветовой шкалы, создают гармонию и подчеркивают эмоциональный посыл картины.

Картина Тревора Чемберлена служит примером того, как ограниченное количество тонов при продуманной структуре может придать силу и единство сюжету с множеством персонажей.

Тон и настроение

Кен Хоуард Натюрморт Холст, масло, 60 х 50 см

Кен Хоуард - мастер тональной живописи.

Очарование его ранней работы происходит из сочетания спокойных и гармоничных тонов цвета.

Как и великим мастерам натюрморта до него, от Шардена до Мондриана, художнику удается придать простому повседневному набору предметов значимость и достоинство.



Пространства имён

Варианты
Действия



При использовании материалов активная ссылка на сайт "Уроки рисования" обязательна!