Персональные инструменты

Учимся растушёвывать графит

Материал из Уроки рисовании
Перейти к: навигация, поиск
Home icon grey.png   TriangleArrow-Left.png Учимся рисовать портрет TriangleArrow-Left.png Растушёвка TriangleArrow-Left.png Плавная растушёвка TriangleArrow-Left.png Учимся растушёвывать графит


Учимся растушёвывать графит. Отличительная суть приёма растушёвки карандашных следов - плавная растушёвка - равномерное, "нежное" изменение насыщенности тона от тёмного к светлому. На пути этого перехода не должно быть ни "всплесков", ни "зияний", и между соседними его участками контраст вы практически не способны увидеть невооруженным глазом.

Гладкость снижения насыщенности обеспечивается нанесением исходных карандашных штрихов с мягким нажимом; все они должны иметь одинаковую ориентацию. Вы как бы выстраиваете "фундамент" будущего перехода тона. Делайте это не импульсивно, а спокойно и размеренно. По мере приближения к светлым участкам нажим на карандаш ослабляйте постепенно.

После этого замените карандаш простым инструментом из бумаги, который так и называется - растушёвка. Аккуратно и неторопливо "размазывайте" его кончиком графит по бумаге - обязательно вдоль, а не поперёк карандашных штрихов. Медленно продвигайтесь от тёмного края обрабатываемой зоны к светлому.

Держать растушёвку всегда следует не вертикально к бумаге, а с наклоном. Если рабочий её конец "затупится" (вомнётся внутрь спирального конуса), распрямлённой большой канцелярской скрепкой вытолкните его наружу - вот и весь ремонт. Не выбрасывайте растушёвку, которой пользовались всего один раз, из-за того, что она испачкалась! Рассортируйте набор бывших в употреблении растушёвок по степени их загрязнения.

Самая чёрная наверняка ещё пригодится, когда понадобится обрабатывать очень тёмные участки рисунка - фон I или, скажем, неосвещённую сторону головы жгучего брюнета. Но для светлого участка, естественно, всегда надо брать свежую растушёвку. В магазинах они очень дешёвые, я покупаю их сотнями, чтобы не заботиться о поисках новой в нужный момент. (При желании можете попытаться сами свернуть себе новую растушёвку из длинной бумажной полосы.)

Содержание

Плохой пример растушёвки

Плохой пример растушёвки.

Отчётливо различимы карандашные линии - они не растушёваны.

Переход тона от тёмного к светлому не равномерный и медленный, а "порывистый", с многочисленными поперечными "трещинами".

Хороший пример растушёвки

Хороший пример растушёвки.

Переход тона - гладкий, плавный.

Это получается, когда исходные карандашные штрихи вы размещаете совсем близко один к другому.

растушёвку надо всегда держать с наклоном, чтобы рабочий конец этого инструмента не сминался слишком быстро.

Необходимые вам инструменты и материалы

  • Мягкий бристольский картон (рисовальная бумага) в наборе или отдельными листами, двойной или более тяжёлый

Эта бумага очень гладкая (благодаря финишной операции в процессе изготовления), хорошо противостоит истиранию - неотъемлемому атрибуту "хэммондовской" манеры рисования.

  • Механический (цанговый) карандаш с графитовыми стержнями диаметром 0,5 мм, мягкостью 2В (2М)

Не имеет значения, какая фирма изготовила купленный вами карандаш. Важны характеристики стержня. Обычно такие карандаши продают со стержнями НВ (ТМ); их надо заменить мягкими 2В (2М), которые дают красивый, нежный и тёмный след.

  • Пластичный ластик (материал для стирания)

Липкий, мягкий, напоминает модельную глину. Очень хорош для "хэммондовской" манеры рисования, ибо помогает легко осветлить нужный участок изображения, не разрушая поверхность бумаги.

  • Корректор для машинописных работ с кисточкой

Он похож на обычный карандаш, и рабочий (противоположный кисточке) конец время от времени затачивают (заостряют). Абразивное действие стержня способно уничтожить самые "неподатливые" помарки (но при этом также и повредить поверхность бумаги).

  • Чертёжная щётка из конского волоса

Она незаменима, когда вы хотите удалить с бумаги любой мелкий мусор (остатки графита, катышки от ластика и пр.). Попытки смахнуть его рукой чреваты непоправимым смазыванием участков, изображения. Если попробуете сдувать этот мусор - неизбежно забрызгаете портрет мелкими капельками слюны.

Как нельзя лучше пригодится для стирания длинных линий и очистки больших площадей. Он мягкий и не царапает бумагу.

Им вы сохраните и защитите от загрязнений законченную работу. Можно с его помощью "зафиксировать" первоначальный вид какой-либо области рисунка перед наложением дополнительных тонирующих слоев. После обработки листа фиксативом рисование на нём можно продолжать.

Во время работы плоскость рисунка важно расположить так, чтобы вы могли видеть его без искажений. Совсем хорошо, если эта доска оснащена какими-нибудь зажимами для листа бумаги и для фотографии, с которой вы перерисовываете портрет. (Конструкторский кульман слишком уж велик.)

  • Кейс (портфель)

Он должен быть плоским и широким, чтобы вмещать ваши эскизы, наброски, запас чистых листов бумаги и чертёжную доску. (Не перепутайте с презентационным кейсом, у которого внутри пластмассовые перегородки.)

  • Пенал художника

В нём вы будете носить все остальные принадлежности для рисования.

  • Линейка

С её помощью строят сетки и выполняют измерения.

  • Трафареты (шаблоны) с кругами и эллипсами

Они понадобятся при изображении зрачков и радужных оболочек глаз.

  • Журналы

Ценные источники фотографий, необходимых вам для практики. Подбирая и классифицируя вырезки, вы создадите себе "справочную библиотеку", которая поможет изображать людей в разных позах, разного возраста, с характером или настроением.

Пять градаций светотени на изображении шара

Пять градаций светотени.
Свет на шар падает спереди и чуть-чуть справа.

Подметьте и запомните, как пять градаций светотени на этом изображении шара соответствуют пяти ступеням простейшей тоновой шкалы, представленной выше.

Свет на шар падает спереди и чуть-чуть справа.


Пространства имён

Варианты
Действия



При использовании материалов активная ссылка на сайт "Уроки рисования" обязательна!