Персональные инструменты

Текстуры и эффекты

Материал из Уроки рисовании
Перейти к: навигация, поиск
Home icon grey.png   TriangleArrow-Left.png Учимся рисовать человека TriangleArrow-Left.png Текстуры и эффекты


Текстуры и эффекты. Свежесть и непосредственность - это одно из достоинств акварели. Она способна намекать, а не утверждать.

Опытный художник знает, что очень часто и совершенно неожиданно происходит нечто волшебное, когда пигмент и вода взаимодействуют на бумаге. Краска работает за вас, воссоздавая атмосферные явления или узоры, похожие на естественные текстуры. При заливке возникает пятно, похожее на грозовую тучу. При высыхании становится заметна гранулированная текстура пигмента, которая делает фон более интересным. Иногда при быстром движении кистью краска «цепляется» за неровности бумаги и оставляет неровный след, похожий на игру света на воде.

Содержание

Нежность и сдержанность

Так как все эти эффекты возникают естественно, они работают, но не кажутся нарочитыми. Разумеется, художник может вмешаться в процесс и намеренно изменять краску, добавляя к ней тот или иной компонент для имитации различных текстур или поверхностей. Некоторые приемы описаны ниже. Но очень важно понимать, что при излишнем усердии искусственно созданная текстура может показаться нарочитой. Вы должны использовать эти приемы очень сдержанно, чтобы они стали естественным элементом картины как единого целого.

Гранулирование

Работайте с акварельными красками, и вы узнаете, какие пигменты склонны к гранулированию или флоккуляции

Это явление, которое часто происходит случайно, может придать красивую нежную текстуру цветовой заливке. Некоторые акварельные пигменты имеют тенденцию к осаждению: частицы пигмента в красках земли, например, достаточно грубые. Когда краска высыхает, крошечные гранулы пигмента плавают в воде и оседают в углублениях на поверхности бумаги, появляются крапинки. Только эксперименты и пробы помогут вам понять, в какой мере использовать гранулирование. Некоторые краски образуют гранулы только в том случае, если их накладывают поверх слоя краски. Если краску сильно разбавить, гранулирование может не произойти совсем или произойдет в минимальной степени.

Флоккуляция

Похожий эффект производят и пигменты, которые флоккулируют, такие как французская ультра. При флоккуляции частички пигмента притягиваются друг к другу, а не распределяются равномерно. Появляются пятнышки, которые придают необычайную воздушность, в первую очередь небу и пейзажам. Экспериментируя с акварельными красками и узнав, какие пигменты склонны флоккулировать, вы сможете без усилий воссоздать в ваших картинах различные текстуры. Это могут быть изъеденные ветрами скалы, только что выпавший снег или песок.

Гранулирование пигмента

Некоторые пигменты проявляют тенденцию к гранулированию или к флоккуляции. Поэтому при заливке образуется слой краски с едва заметной текпурой, тогда как другие пигменты создают ровный однородный слой. Понимание того, как ведут себя различные пигменты, откроет перед вами великолепные возможности для создания разнообразных эффектов.

Гранулирование пигментов

Некоторые пигменты распадаются на отдельные частицы. Возникает эффект гранулирования, который может быть нежным, выразительным и наглядным. В каждой из трех картин на этой странице художники намеренно использовали эффект гранулирования. Он оживляет фон на портрете, написанном Патриком Проктором. А Тревор Чемберлен и Роберт Тиллинг использовали его для передачи атмосферных явлений на небе и в пейзаже.

Пятно-цветок

Пятно-цветок

Пятна-цветы могут иногда возникнуть в том случае, когда мокрая краска затекает на другой, более сухой слой. Когда новый слой распространяется по бумаге, он сдвигает с места некоторые частицы пигмента предыдущего слоя. Эти частички собираются по краю заливки, когда та высыхает, и образуют неяркую фигуру, похожую на цветок, с темным зубчатым краем.

Хотя такие пятна-цветы, как правило, возникают случайно - и часто это нежелательное явление,- их можно использовать для изображения на бумаге некоторых текстур и эффектов, которые трудно воспроизвести обычными методами живописи. Например, такие пятна, расположенные рядом, похожи на изъеденный непогодой камень, покрытый мхом. В пейзажах пятна-цветы могут превратиться в аморфные формы, такие как далекие холмы, деревья и облака, или в переливы света на поверхности воды. Они могут добавить текстуру и определенность листьям и цветам.

Работа сухой кистью

Значение техники работы сухой кистью неоценимо в акварельной живописи. Такая техника позволяет передать сложные текстуры и детали минимальными средствами. Чаще всего сухую кисть используют при создании пейзажей, так как эта техника позволяет передать явления природы (например, игру света на воде), текстуру камней и коры дерева, движение облаков и качание деревьев. Смочите кисть совсем небольшим количеством воды, затем наберите кончиком волосяного пучка капельку краски. Удалите с кисти излишки воды, слегка ударив ею по бумажному носовому платку или сухой ткани. Быстрым и легким движением кисти наложите тонкий слой краски на сухую бумагу.

Создание пятен-цветов

Создание пятен-цветов

Придется немного потренироваться, чтобы у вас получались пятна-цветы «по заказу». Нанесите первый слой краски и дайте ему немного высохнуть. Когда вы соберетесь нанести второй слой, первый слой должен быть влажным, но не мокрым. Если первый слой не подсохнет, краски сольются, и никакого пятна-цветка не получится.

Маленькие пятна-цветы

Маленькие пятна-цветы

У вас получатся мелкие круглые пятна-цветы, если капнуть краску с кончика кисти на мокрый слой. Вы можете создать светлые пятна-цветы на темном слое, если капнете на него чистой водой.

Работа сухой кистью

Эта техника более эффективна на шероховатой бумаге (с естественным грубым зерном), на которой краска остается на выпуклостях, но не попадает во впадины. Остаются крошечные белые пятнышки, благодаря которым цветовая заливка сияет светом.

Непредсказуемые эффекты

Джон Лидзи Интерьер со шляпой Бумага, акварель 45 х 30 см
ШирлиТревена Цветочные горшки Бумага, акварель 27,5x21,5 см

Опытные акварелисты экспериментировали с различными приемами и знают, как использовать элемент «счастливой случайности» при работе с акварелью.

Изменчивая, непредсказуемая природа акварели превращает работу с ней в радость для художника. При создании натюрмортов, представленных на этой странице, художники использовали изобразительный потенциал пятен-цветов, чтобы создать намек на текстуру и придать интерес поверхности картины.

Мазки и эффекты

Мазки кисти и эффекты придают энергию и экспрессивность картинам, написанным акварелью.

Ханс Шварц использовал смелый и прямой подход. Мазки кисти «лепят» лицо и фигуру, создавая живой энергичный портрет.

Стиль письма Джона Блокли основан на непрерывном и сложном процессе. Художник смачивает отдельные участки листа сильнее, чем другие, затем высушивает лишь часть листа с помощью фена. Затем он погружает картину в воду. Сухая краска остается на месте, а мокрая краска всплывает, оставляя на белой бумаге лишь легкий намек на цвет.

Использование соли

Терпентин, соль и воск можно использовать для создания непредсказуемых текстур
Использование соли. Кристаллы соли впитают краску, и вы получите красивые формы, похожие на снежинки

Вы можете получить непредсказуемые эффекты, посыпав крупицами крупной каменной соли мокрую краску. Кристаллы соли впитывают краску вокруг них. Когда краска высохнет, вы смахнете соль щеточкой и увидите узор из светлых форм, похожих на кристаллы. Этот тонкий рисунок очень хорош для изображения падающего снега в зимнем пейзаже или слабо выраженной текстуры при изображении каменных стен и скал. Хотя эта техника кажется простой, нужна тренировка, чтобы ее правильно использовать. Цветовая заливка должна быть и не слишком мокрой, и не слишком сухой, что-то среднее между мокрым и сырым. При нанесении соли на мокрую краску получатся крупные кристаллические узоры. Если посыпать солью слегка влажную краску, формы получатся меньшего размера с более ярко выраженным зерном. Слегка присыпьте солью горизонтальную поверхность, дайте краске высохнуть, а затем смахните соль щеткой.

Использование губки

Использование губки. Для создания текстурных эффектов легкими прикосновениями накладывайте краску с помощью губки

Если для наложения акварельных красок использовать губку, вы сможете создать текстуры и эффекты, которые невозможно передать с помощью кисти. Например, крапчатый узор напоминает листву или поверхность состарившегося от непогоды камня. Для этого надо прижать смоченную краской губку к листу бумаги. Используйте натуральную губку. Она мягче и впитывает больше воды, чем синтетическая. К тому же у нее более интересная неправильная текстура.

Сопротивление воска

Использование свечи. Накладывайте краску поверх воска, чтобы создать естественную на вид текстуру

Для создания текстуры с просветами достаточно потереть бумагу или порисовать на ней белой восковой свечой или цветным восковым карандашом, а затем закрасить акварельной краской. Воск впитывается в бумагу неравномерно, остается на выпуклостях и не попадает во впадины. Когда вы накладываете краску, воск ее отталкивает, и она собирается в капельки. Получаются просветы, напоминающие батик. Их можно использовать для изображения текстур и поверхностей. Такая техника подходит для воссоздания на бумаге камней, коры деревьев, песка или игры света на воде или траве.


Такой прием лучше использовать на бумаге с естественным грубым зерном или с легким рельефом зерна, сглаженного холодным прессованием. Поводите свечой или восковым карандашом по бумаге так, чтобы воск касался только выпуклых участков и не попадал во впадины. Затем накладывайте акварельную краску обычным способом. Когда картина полностью высохнет, вы сможете удалить воск, накрыв его впитывающей бумагой и прижав сверху слегка теплым утюгом. Утюг следует держать до тех пор, пока бумага не впитает расплавившийся воск.

Использование терпентина

описание
Использование терпентина Вместо воска можно использовать терпентин, как вариант метода сопротивления

Вы можете использовать не только воск, но и терпентин или уайт спирит. Эти средства наносят в небольшом количестве на хорошо проклеенную бумагу, оставляют слегка подсохнуть, затем закрашивают акварелью. Краска и масло разделятся, и получится интересный мраморный эффект.


Пространства имён

Варианты
Действия

Правила перевозки негабаритных грузов сигнальные маячки www.negabarita-perevozka.ru
negabarita-perevozka.ru



При использовании материалов активная ссылка на сайт "Уроки рисования" обязательна!