Персональные инструменты

Создание световых бликов

Материал из Уроки рисовании
Перейти к: навигация, поиск
Home icon grey.png   TriangleArrow-Left.png Цвет и композиция TriangleArrow-Left.png Создание световых бликов


Создание световых бликов. Многие неопытные акварелисты совершают одну и ту же ошибку. Они стремятся закрасить весь лист. Но при работе с акварелью это нежелательно, и в этом нет никакой необходимости. Отражающая свет поверхность акварельной бумаги создает уникальный сияющий белый тон, который можно интересно и эффективно использовать. Краски заиграют, и картина начнет «дышать». Ниже вы найдете описание некоторых способов, которые используются для создания белых цветовых бликов при цветовой заливке акварели.

Содержание

Оставляем не закрашенные белые участки

Самый простой способ создать белый световой блик - это оставить не закрашенные участки белого листа, аккуратно накладывая краску вокруг них. При создании световых бликов таким способом необходимо тщательное предварительное планирование, потому что полностью удалить акварель и вернуть бумаге прежнюю белизну при неосторожном наложении красок невозможно. Когда вы накладываете краску вокруг участка, который вы планируете оставить белым, край цветового слоя получается резким и ярким. Если вам нужен размытый край цветового слоя, работайте на мокрой бумаге или растушуйте акварель на белый участок с помощью мокрой кисти или губки, пока краска еще влажная.

Снимаем мокрую краску

Другой способ создания световых бликов на акварели предполагает частичное удаление еще влажной краски с помощью мокрой кисти, губки или куска ткани. Такой способ позволяет оставлять неяркие световые блики, например, когда вы изображаете белые верхушки кучевых облаков. Этот метод можно использовать для создания расплывчатого края, а также для того, чтобы под верхним слоем акварели проступил предыдущий слой другого цвета. Вы можете удалить и сухую краску, аккуратно снимая ее мокрой губкой, кистью или ватной палочкой. Результаты будут разными в зависимости от цвета, который вы снимаете. Сильные пигменты (например, малиновый ализарин и фталоциановый зеленый) могут оставить слабый след. Результат зависит и от типа используемой бумаги: краску труднее снимать со слабо проклеенной бумаги. В некоторых случаях пигмент легче бывает разбавить горячей водой, которая частично растворяет желатин, использованный для проклейки поверхности бумаги.

Работа корпусными красками

Кое-кто из великих акварелистов - от Дюрера до Тернера и Сарджента - для создания световых бликов использовал мазки корпусной краски. Результаты ошеломляют. Если непрозрачные участки вашей картины настолько же вдумчиво использованы, как и участки с прозрачной акварелью, они будут выглядеть очень естественно.

Использование корпусной краски

Редкие мазки корпусной краски могут придать картине законченность.

При создании этой полной свежести картины (слева) художник быстро менял направление цветовой заливки с помощью плоской кисти, упростив сцену почти до абстракции и сохранив при этом ее характер. Не закрашенные участки создают иллюзию движения и игры света.

Акварель Чемберлена запечатлела типичную сельскую сценку (посередине). Она дышит миром и покоем. Эффект рассеянного солнечного света, отражающегося от белых рубашек игроков, умело создан с помощью аккуратного снятия краски.

Признание публики пришло к Брабазону лишь в возрасте 71 года. Но смелая техника и тщательно продуманные композиции поставили его в один ряд с самыми прогрессивными художниками того времени. Эта акварель (справа) является типичным примером способности Брабазона добиваться максимального эффекта с минимальным использованием средств. Она написана прозрачными акварельными красками на цветной бумаге. Насыщенные кремовые акценты выполнены корпусной краской с последующим нанесением акварели.

Маскирующая жидкость

Прозрачность акварельных красок не позволяет художнику наносить светлый цвет поверх темного, как это можно делать с масляными и акриловыми красками. Светлые или белые участки на картине, написанной акварелью, необходимо планировать заранее и обходить их при цветовой заливке. Если это участки большого размера или в картине используются простые формы, то сделать это нетрудно. Но оставлять не закрашенными крошечные пятна - например, при изображении световых бликов на воде - занятие трудоемкое и раздражающее, потому что вы лишаетесь свободы при цветовой заливке. Единственное решение этой проблемы предполагает использование маскирующей жидкости. Она наносится на те участки, которые вам необходимо оставить белыми, избавляя вас от волнений по поводу случайного попадания на них акварели.

Как пользоваться маскирующей жидкостью

Маскирующая жидкость представляет собой эластичный раствор, который кистью наносится на бумагу. Она быстро высыхает, образуя водонепроницаемую пленку, которая защищает бумагу под ней. Когда высохнет не только маскирующая жидкость, но и краска вокруг нее, вы сможете удалить маскирующую жидкость, потерев ее чистым пальцем или ластиком. Маскирующую жидкость можно использовать и на более поздних этапах создания картины для того, чтобы сохранить участки какого-то конкретного тона среди цветовой заливки другого тона. Прежде чем наносить маскирующую жидкость, обязательно убедитесь в том, что краска на подлежащем сохранению участке полностью высохла. В идеале маскирующую жидкость следует удалить с картины в течение 24 часов после нанесения, иначе ее будет трудно снять и может остаться легкий след. Если вы намерены использовать маскирующую жидкость, используйте бумагу с легким рельефом зерна, сглаженного холодным прессованием. С такой бумаги жидкость легко удаляется. Ее нельзя использовать на бумаге с естественным грубым зерном: маскирующая жидкость попадает в углубления, и ее невозможно удалить полностью.

Царапины на краске

Тонкие линейные световые блики, например, игру света на травинках, можно создать, нанеся царапины на закрашенную поверхность сухой краски с помощью острого инструмента (скальпеля или перочинного ножа) или бритвенным лезвием. Не нажимайте на лезвие слишком сильно, снимайте краску постепенно.

Рассеянные световые блики

Световые блики, созданные с помощью наждачной бумаги

Иллюзию рассеянного света - например, на пенных гребнях океанских волн или на струях водопада - можно создать, если слегка потереть поверхность высохшей краски мелкой наждачной бумагой или поскрести ее длинной стороной бритвенного лезвия. Так вы снимете краску только с выступов на поверхности бумаги и оставите ее во впадинках. В результате получится цветной фон в крапинку. Более нежные приглушенные световые блики получатся в том случае, если поскрести не до конца высохшую краску нерабочим концом ручки кисти или даже ногтем. Утверждают, что Тернер отрастил длинный ноготь на одном пальце именно для того, чтобы создавать игру света на своих акварелях.

Световые блики и отметины, созданные с помощью царапин

Лезвия, наждачная бумага, заостренные концы ручек кистей пригодятся для создания световых бликов

Перед вами четыре образца того, как можно создавать световые блики. Итак, сверху вниз: царапины, нанесенные кончиком лезвия; царапины, нанесенные длинной стороной лезвия; царапины, нанесенные тупым кончиком ручки кисти; царапины, нанесенные острым кончиком ручки кисти.

Маскирующая жидкость и кисти

Маскирующая жидкость и кисти

Маскирующая жидкость портит кисти. Даже при тщательном очищении с течением времени она может склеить волоски. Для нанесения маскирующей жидкости всегда используйте только дешевые синтетические кисти, а не вашу лучшую кисть из собольего волоса! Чтобы хорошо очистить синтетические кисти, лучше всего использовать бензин для зажигалок. После мытья оставьте кисти сохнуть.

Эффекты, создаваемые с помощью маскирующей жидкости

Эффекты, создаваемые с помощью маскирующей жидкости

Маскирующая жидкость - это бесценный аксессуар для акварельной живописи.

Используйте ее в тех местах картины, где вам нужен свет или световые блики.

Наносите акварель поверх маскирующей жидкости, а затем удалите ее, чтобы проступила белая бумага или предварительно нанесенная краска.

Как использовать маскирующую жидкость

Перед использованием хорошо встряхните пузырек с жидкостью, чтобы добиться нужной консистенции. Слишком жидкая будет пропускать краску. Открытый пузырек с маскирующей жидкостью можно хранить примерно в течение года. По истечении этого срока она не будет хорошо работать. При высокой температуре жидкость может потерять свои свойства. Если вы работаете в жарком климате, храните маскирующую жидкость в прохладном месте и наносите ее на бумагу, стоя в тени.

Как стереть маскирующую жидкость

Это можно сделать пальцем или ластиком для карандашей.

На восточной ширме (справа) узоры были нарисованы с помощью маскирующей жидкости до заливки темными красками.

Затем художница удалила маскирующую жидкость и нанесла перламутровые краски (слева).


Пространства имён

Варианты
Действия



При использовании материалов активная ссылка на сайт "Уроки рисования" обязательна!