Персональные инструменты

Светотени

Материал из Уроки рисовании
Перейти к: навигация, поиск
Home icon grey.png   TriangleArrow-Left.png Цвет и композиция TriangleArrow-Left.png Светотени


Светотени.

Содержание

Превращаем светотени в затенение

Если вы попытаетесь найти самую важную часть в этой книге, то она перед вами. Вам потребуется внимательный взгляд и умелая рука, чтобы создать смесь тонов для затенения.

Затенение - это волшебный ключ к пониманию, как создать иллюзию трехмерного пространства на плоском листе бумаги. Поперечная или простая штриховка и завитки - это три разные техники затенения, способные передавать бесконечное множество тонов и текстур. Художники, в отличие от искусных волшебников, не дают клятву хранить свои методы в тайне. Практическое применение моих методов и техники рисования наделит вас способностью проникать в самую суть своих художественных творений!

Сиюминутному успеху не нужны муки творчества. Креативность - это не выдумка, а личный опыт, требующий к себе внимания и ухода. Итак, приступим к работе, заботливо лелея бесценный дар мастерства! Рассматриваем светотени «Умение видеть» - вот что самое важное в искусстве реалистичного изображения людей. Прежде чем нанести затенение на рисунок, вы должны суметь рассмотреть, где объект освещен, а в каком месте падает тень.

Формы - это объемные структуры геометрических фигур. Тонами называются разные оттенки серого цвета, наносимые на объект в качестве затенения, чтобы превратить плоские фигуры в объемные формы. Округлые и сферические формы являются основными компонентами для рисования всех частей тела человека.

Участки светотеней

Знание того, где и как нарисовать тени, поможет превратить плоские фигуры в объемные формы, например круг в сферу. Внешние формы тела, головы и лица человека состоят из многочисленных объемных округлых геометрических фигур, таких как сферы и цилиндры. Взгляните на следующий рисунок и обратите внимание, что происходит с окружностью, когда различные компоненты теней накладываются на нее с помощью затенения.

Выделение светового блика

Источником света называется направление распространения основного освещения. Источник света определяет области светотени на изображаемом объекте, чтобы художник знал, где наносить затенение. Световой блик - это самая яркая область на изображаемой форме, расположенная ближе всего к источнику света.

Освещение подскажет, где наложить затенение, чтобы круг превратился в сферу.

Самая яркая часть объемной формы называется световым бликом.

Световые блики подчеркивают сферическую форму детского носа.

Следующий рисунок демонстрирует на сфере световой блик - белую округлую форму в центре самого светлого затенения. Участки поверхности сферы, располагающиеся ближе других к затененным областям, заштрихованы более темными тонами. Световые блики помогают создавать объемные формы. На следующем рисунке, где изображен нос, световые пятна находятся посредине изображения и на крыле носа над ноздрей (с левой стороны).

Темные тона в затенении

Темные тона в затенении

Слабо освещенные участки объемной формы нужно затенять темным цветом. Самое темное затенение на поверхности формы наносится на наиболее удаленные участки от источника освещения и/или там, где сама форма (или другой объект) преграждает путь свету. Вся сторона лица или тела может быть в тени. Посмотрите на лицо молодого человека. Обратите внимание, как темные тона затенения придают объем различным частям лица, таким, например, как нос, рот и подбородок.

Затенение постепенно становится темнее по направлению от границ светового пятна к участку в форме полумесяца.

Отраженный свет

Тени подчеркивают формы различных частей лица молодого человека
Крохотный ободок отраженного света (ОС) затенен светлыми тонами

Отраженный свет - это отблеск слабого освещения или его возвращение на объект с расположенных рядом с ним поверхностей. Отраженный свет особенно заметен на сфере. Взгляните на изображенный сегмент сферы на следующем рисунке и обратите внимание на светлый ободок внизу справа. На этом отдельно взятом примере хорошо видно, как отраженный свет (ОС) возвращается обратно от светлой поверхности, где расположена сфера.

Тени подчеркивают формы различных частей лица молодого человека.

Крохотный ободок отраженного света (ОС) затенен светлыми тонами.

Отбрасываемые тени

На рисунке с многочисленными подробностями формы мышц на мужских руках

На рисунке с многочисленными подробностями формы мышц на мужских руках привлекают к себе внимание потому, что отраженный свет падает на их края. Обратите внимание, как применяется отраженный свет (слева) для визуального выделения руки на фоне темного затенения заднего плана. Отбрасываемые тени - это темный участок пространства рядом с объектом, на который падает мало света, либо его вообще нет. На следующем рисунке сфера препятствует распространению света, в результате чего тень падает на близлежащее пространство. Тона отбрасываемой тени сгущаются рядом с правым нижним краем сферы и становятся светлее по мере удаления от нее.

Отраженный свет вдоль границ мускулистых рук превосходно усиливает объемные формы.

Отбрасываемая тень темней всего рядом со сферой.

Отбрасываемая тень самая темная рядом с носом.

На наброске на предыдущей странице нос отбрасывает темную тень на правую нижнюю часть лица. Тень настолько крепко «связана» с носом, что, можно сказать, «срослась» с лицом. Как правило, формы теней очень простые независимо от объекта, стоящего на пути света (в нашем случае, носа). Где бы вы ни рисовали, отбрасываемая тень может создать иллюзию, что предметы либо соприкасаются, либо отделены от рядом расположенных поверхностей (или других объектов). Первая сфера на следующем рисунке лежит на поверхности. Отбрасываемая тень касается нижнего ее края. Две другие сферы кажутся плывущими над поверхностью, потому что тени отделены от них. Взгляните на тени, отбрасываемые на лоб ребенка прядями волос. На первом рисунке волосы незатененные, поэтому падающие тени хорошо заметны. Обратите внимание, что они придают волосам взъерошенный вид, а не приглаженный ко лбу.

Тени создают иллюзию, что сферы плывут над поверхностью, а не лежат на ней.

Благодаря падающим теням волосы выглядят немного взъерошенными.

Выходим из темноты

Когда вы научитесь хорошо делать наброски округлых объемных предметов, рисование различных форм человеческого тела станет похожим на прогулку по парку! Настало время расширить ваши представления о рисовании с помощью одной маленькой хитрости. Выполняя первую часть упражнения, вы будете ластиком рисовать свет. Во второй части им же вам предстоит ластиками нарисовать светлую сферическую форму и наложить тени темным карандашом.

«Рисуем» свет ластиками

Для этого вам потребуется лист белой бумаги, виниловый и мягкий ластики, черный карандаш (графитовый или угольный) и несколько салфеток или бумажных полотенец. Приступайте к выполнению следующих заданий упражнения:

1. Слегка затените самым темным карандашом всю область пространства для рисования. Выбор ее формы и размера полностью зависит от вас. Поверхностью для рисования (пространством или форматом для рисования) называется область, где вы будете наносить рисунок. Мой любимый размер 16x8 см. Вместо заостренного кончика карандаша лучше использовать его тупой конец. Так удобнее работать, и поверхность остается гладкой.

2. С помощью кусочка бумажного полотенца или мягкой салфетки аккуратно смешивайте затенение на поверхности до тех пор, пока оно не станет однородным. Не следует прикладывать больших усилий, иначе можно растереть так много графита по бумаге, что его трудно будет стирать (и цель упражнения не будет достигнута). Виниловый ластик - это главный инструмент для рисования тонких светлых линий и мелких деталей, а также для стирания больших участков изображения. Виниловые ластики, выполненные в форме карандашей, отлично подходят для рисования (продаются в магазинах канцтоваров). Если края винилового ластика стерлись, нужно взять острое лезвие или нож и отрезать их таким образом, чтобы получились новые острые грани. Вы можете или прикладывать мягкий ластик, или аккуратно тереть им по поверхности бумаги, чтобы участок стал светлым. Пальцами придайте его кончику заостренную форму (или клинообразную), чтобы им было удобнее рисовать тонкие линии и мелкие детали. Когда мягкий ластик загрязнится, нужно растягивать его в стороны и разминать пальцами до тех, пока он не станет чистым.

3. Используйте ластики, когда нужно выделять светлые тона на фоне темного заднего плана.

Прямоугольное пространство для рисования затенено черным карандашом.

Равномерно смешанный задний фон ждет появления света.

Поэкспериментируйте с разными ластиками, как с инструментами для рисования, и посмотрите, с чем вам удобнее работать.


Пространства имён

Варианты
Действия



При использовании материалов активная ссылка на сайт "Уроки рисования" обязательна!