Персональные инструменты

Правило трех частей

Материал из Уроки рисовании
Перейти к: навигация, поиск
Home icon grey.png   TriangleArrow-Left.png Цвет и композиция TriangleArrow-Left.png Правило трех частей


Правило трех частей. Несмотря на то что при планировании композиции нужно полагаться на интуицию, нельзя забывать о правиле трех частей. Это правило является не чем иным, как упрощенной версией древнегреческой композиционной формулы, известной как золотое сечение. Она отлично зарекомендовала себя при рисовании людей, определяя идеальное положение для фокальной точки.

Правило трех частей

С помощью правила трех частей очень легко определить формат для рисования: 1. Нарисуйте горизонтальный или вертикальный прямоугольный формат для рисования. 2. Разделите формат на три равных вертикальных и горизонтальных сектора (всего девять секций).

Любая из четырех точек пересечения линий - это превосходное место для расположения фокуса. Лучшие две точки располагаются справа сверху и снизу. Нас учат читать слева направо, потому что взгляд начинает перемещаться по изображению с нижнего левого угла. При расположении точки фокуса справа взор зрителя самым естественным образом скользит по рисунку по направлению к фокальной точке.

Правило трех частей композиции определяет четыре идеальных места для фокальных точек.

Содержание

Планируем и экспериментируем с композицией

Вы, вероятно, слышали древнее изречение: «Нарушает правила только тот, кто их знает». При обсуждении композиции я всегда отстаиваю свое мнение: чем лучше понимаешь композицию, тем больше можно полагаться на свою интуицию. Проще говоря, никогда не позволяйте своей интуиции идти на поводу у композиционного правила.

Итак, настало время отправляться в путь, чтобы пройти через все стадии планирования композиции. Сюжетом для рисования будет профиль молодого человека, смотрящего вдаль. Цель композиции состоит в следующем:

  • Я хочу, чтобы область его лица стала фокальной точкой и планирую воспользоваться упрощенной версией правила трех частей.
  • Его голова должна быть самой большой частью рисунка, чтобы притягивать внимание зрителя к его лицу.
  • Я собираюсь уравновесить сюжет внутри формата рисования посредством свободного обращения с формами, созданными положительными и отрицательными пространствами.
  • Я буду наносить самые темные и светлые тона рядом друг с другом для акцентирования внимания на лице.

Акцентируем внимание на фокальной точке

Акцентируем внимание на фокальной точке

Для того чтобы композиция оставалась простой, в прямоугольном горизонтальном формате будут находиться только голова, плечи и правая рука. Берем за основу следующую иллюстрацию и следуем моим рекомендациям, чтобы акцентировать внимание на лице:

Делим прямоугольник на девять равных секций. Сделаем набросок головы вверху правой части листа, расположив глаза как можно ближе к точке пересечения линий. Это идеальное местоположение для фокальной точки, в соответствии с правилом трех частей.

Голова смотрит вдаль, благодаря чему создается задумчивое впечатление. Я нарисовала три параллельные линии на лице, чтобы расположить его части под правильным углом.

Голова занимает больше всего место на формате, чтобы все внимание зрителя было сосредоточено на лице.

Благодаря черновому наброску профиль мужского лица оказался в правильном месте на прямоугольном формате для рисования.

Изучаем положительные и отрицательные пространства

Голова мужчины слишком близко расположена к правому краю
Композиция стала гораздо лучше смотреться, когда я переместила фигуру немного левее и добавила сзади еще больше пространства


Я использовала компьютерную программу, чтобы заполнить отрицательное пространство темным серым тоном. По мере того как начинает вырисовываться вся композиция, интуиция мне подсказывает создать больше отрицательного пространства справа, чтобы уравновесить композицию.

Анализируя отрицательное пространство, я пришла к выводу, что голова мужчины слишком близко расположена к правому краю.

Для того чтобы за головой фигуры оказалось больше пространства, я подкорректировала вертикальные линии на формате рисунка.

Композиция стала гораздо лучше смотреться, когда я переместила фигуру немного левее и добавила сзади еще больше пространства.

Следуем за взглядом зрителя

Следуем за взглядом зрителя

Взгляд зрителя начинает скользить по композиции с нижнего левого угла. Я задалась целью заставить его как можно дольше задержаться на пространстве рисунка.

На иллюстрации я пронумеровала все элементы, которые помогут сделать линии этой композиции плавными.

Только после нанесения визуальных подсказок я могу решить, какой технике затенения отдать предпочтение. 1. Взгляд зрителя падает на пространство для рисования. 2. Ракурс контура руки направляет взор к лицу. 3. Очертание носа, изогнутая форма бровей и линия волос привлекают внимание в первую очередь к лицу. 4. Форма уха притягивает взгляд вниз. 5. Край воротничка рубашки направляет взор в левую сторону. 6. Противоположная часть воротничка привлекает внимание зрителя, и его взгляд бежит по направлению к руке. 7. Детали руки снова возвращают взор к лицу. Различные детали изображения человеческой фигуры на рисунке помогают дольше задержать взгляд зрителя внутри кругового визуального потока. Я надеюсь, что успешно справлюсь с этой задачей с помощью резкого контраста тонов вдоль границ овального очертания лица.

Стрелки и цифры показывают направление визуального потока, который я выделяю затенением.

Используем метод контрастного затенения

Используем метод контрастного затенения

Контрастом называется сравнение различных тонов, когда они расположены рядом друг с другом. Это бесценный инструмент для усиления эффекта композиции.

Создание наброска для составления схемы тонов помогает избежать проблем при затенении на рисунке большого формата.

Высококонтрастное затенение создается путем нанесения самых темных тонов рядом со светлыми. Эта техника затенения используется для акцентирования внимания на тех участках, по которым скользит взгляд зрителя для привлечения внимания к фокальным точкам. У малоконтрастного затенения диапазон тонов весьма ограниченный, и им лучше пользоваться для приглушения второстепенных по значимости участков рисунка.

Я буду использовать высококонтрастное затенение для выделения лицевой области и создания плана для направления взгляда зрителя. Малоконтрастное затенение отвлечет внимание от менее важных участков.

Завершив работу с наброском, начнем рисовать задний фон для создания композиционно сильного произведения.

Что следует запомнить

  • Какой формат рисунка (горизонтальный или вертикальный) лучше всего подойдет для изображаемого объекта.
  • Композиция станет более сильной, если выделить центр интереса.
  • По мере осмысления основных принципов построения композиции упрощается планирование работы над рисунком.
  • Не нужно жалеть времени, потраченного на разработку подробного плана композиции. Это убережет от многих разочарований во время работы над рисунком.
  • Схема затенения, выполненная в виде миниатюрного наброска, будет шаблоном для последующей работы над композицией.



Пространства имён

Варианты
Действия



При использовании материалов активная ссылка на сайт "Уроки рисования" обязательна!