Персональные инструменты

Пейзаж

Материал из Уроки рисовании
Перейти к: навигация, поиск
Home icon grey.png   TriangleArrow-Left.png Что писать? TriangleArrow-Left.png Пейзаж


Пейзаж - жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

Неудивительно, что пейзажистов привлекает акварель. На самом деле это почти идеальное средство для работы на пленэре. Но еще более важно то, что акварель позволяет передавать различные атмосферные явления с такой быстротой, которая не доступна другим средствам живописи.

Для Джона Лидзи работа над пейзажем состоит из двух основных этапов. Сначала он пишет непосредственно с натуры цветные наброски и относительно подробные эскизы. Для него нет лучшего способа прочувствовать живой пейзаж и перенести его на бумагу. В мастерской он использует сделанные наброски как подсказку для создания картин большего размера.

«Некоторые из набросков вдохновили меня на написание трех или даже четырех больших картин». Когда художник работает в мастерской, ему легче контролировать процесс. И у вас будет больше времени для работы над композицией и для экспериментов с различными техниками и материалами.

Содержание

Краски и материалы

Джон Лидзи держит акварельные краски и кисти в двух деревянных коробках, стилизованных под девятнадцатый век. Уже больше 30 лет он не расстается с ними, и коробки теперь выглядят несколько потрепанными. Если Лидзи работает на пленэре, он берет с собой простую походную коробку с красками. Как и большинство других художников, посвятивших многие годы пейзажам, Джон Лидзи выбирает из стандартной палитры именно те краски, которые - как он уже знает - позволят ему получить нужные цвета и добиться определенных эффектов. Для картины, о которой мы рассказываем, он использовал «небесное сияние», светло-желтый кадмий, желтую охру, французскую ультру, фталоциановый (monestial) синий, индиго, серый пэйнес, алый кадмий, кармин и жженую умбру. Для создания непрозрачной корпусной краски художник воспользовался гуашью. Он пишет колонковыми кистями № 2,4, 6, 8 и 12, а также использует овальные кисти из беличьего волоса № 18 для цветовой заливки и ватные тампоны для удаления высохшей краски. Для эскизов и картины использована акварельная бумага горячего прессования с ровной поверхностью (плотность 300 г/м2), намоченная и растянутая на доске для рисования.

Советы акварелистам

  • Когда выбираете сюжет для картины, не соблазняйтесь излишне эффектными или слишком живописными видами. Они не обязательно будут столь же хороши на картине. И, кроме того, привлекать должна ваша картина, а не вид на ней.
  • Иногда давайте краске возможность «поработать самой». Пусть одна краска затечет на другую, или сами создайте интересную текстуру, капнув чистой водой на участок насыщенного цвета.
  • Избегайте большого количества острых углов. В пейзажах они выглядят неуместными.

Наброски, выполненные на месте

Наброски, выполненные на месте

Наброски, которые Джон Лидзи сделал с поля, это не просто эскизы.

В некоторых из них столько деталей, что они превратились в почти законченные картины.

И все-таки даже такие наброски остаются всего лишь основой для будущих картин, которые художник пишет в мастерской.

Океан возможностей

Океан возможностей

Эскизы - это всего лишь отправная точка, из которой развиваются новые картины.

Вы можете менять не только масштаб и расположение различных элементов, использованных при создании эскиза, но и освещение, погодные условия, время суток или даже заменить лето зимой.

Внимание: масштаб!

Внимание: масштаб!

В картине обязательно должна быть разница в масштабах между передним планом, средним планом и задним планом.

Но не увлекайтесь выписыванием деталей на переднем плане.

Достаточно намеком показать растения, вы не обязаны с научной скрупулезностью изображать любую зелень.

Чтобы картина получилась

При всей кажущейся свежести и спонтанности акварельных красок работа с ними предполагает элемент предварительного планирования и обдумывания. Цвет проявляется благодаря наложению друг на друга прозрачных слоев краски, темным по светлому. Так как этот процесс сложно повернуть вспять, акварелисты вынуждены использовать системный подход. Белые световые блики создаются с помощью не закрашенных участков бумаги, поэтому их местоположение необходимо определить заранее.

Наложение первого слоя

Сначала поверх предварительного карандашного рисунка накладываются светлые слои краски. Набросок основных элементов композиции, включая и небо, выполняется разбавленной желтой охрой. Золотисто-желтая краска - «небесное сияние» - предназначена для луга на переднем плане.

Небо и средний план

Цветовой заливкой с использованием французской ультры, смешанной с фталоциановым синим, пишется небо.

Для некоторого разнообразия с кисточки капают светло-желтой краской на некоторые участки синего неба. Чтобы создать иллюзию бегущих кучевых облаков, художник промокает ватным тампоном еще влажную краску, открывая белую бумагу и первую светло-желтую заливку.

Светлым кармином выполняется заливка там, где на картине будут горы. Луговину художник «нейтрализует» капелькой. Использует светлую заливку желтой охры.

Деревья на плане он обозначает смесью «небесного сияния», бледно-желтого кадмия, желтой охры, фталоцианового синего и синяя краски предназначены для листвы, а светло-красный теплый цвет, который ассоциируется с лесными зарослями.

Первоначальная заливка высохнет, художник ручки и маскирующей жидкости рисует траву на переднем плане и калитку в конце тропы.

Линия деревьев и подлеска

На этом этапе художник делает листву заметнее, используя более насыщенные тона и более яркие цвета. Он создает иллюзию глубины и тени. Стволы деревьев и крупные ветки написаны краской «серый иэйнес», а мелкие ветки тоже нарисованы акварелью, но перьевой ручкой. Несколько участков свободной цветовой заливки обозначают подлесок. Они выполнены с помощью индиго, бледно-желтого кадмия и «небесного сияния», разбавленных в разной степени. Для создания нейтральных зеленых тонов к ним добавлено малое количество краски «серый пэйнес». Когда высохнут и эти слои краски, художник накладывает мазки полупрозрачной желтой охры поверх зеленых тонов подлеска, чтобы изобразить начинающую желтеть листву.

Калитка в конце тропы

Чтобы завершить этот этап работы над картиной, художник удаляет маскирующую жидкость, чтобы проступила калитка. Белоснежная бумага тонируется светлой цветовой заливкой, а затем кистью наносится французская ультра, чтобы обозначить тень от деревьев.

Чтобы небо обрело характер

У вашего неба должен быть характер. Пишите его свободно, используя много воды и заливку различных цветов. Фон для этой страницы был создан методом «мокрым по мокрому» с использованием теплых цветов вместе с цветовой заливкой насыщенного синего цвета. Часть краски была снята, чтобы обозначить облака (техника описана в параграфе «Чтобы картина получилась»).

Первая цветовая заливка

Первая цветовая заливка

Используя наброски с натуры как пример, Джон Лидзи простой рисунок карандашом, чтобы наметить основные-элементы композиции. Затем он сделал первую цветовую заливку светло-желтой краской, обозначив небо и передний план.

Небо и средний план

Небо и средний план

Чтобы изобразить облака, художник снял еще мокрую краску и широкими мазками обозначил листву.

Линия деревьев и подлесок

Линия деревьев и подлесок

Стволы и ветви дорисованы акварелью. Насыщенные тона предназначены для глубоких теней под деревьями и кустарниками.

Работа над передним планом

Передний план, находящийся в тени, помогает уравновесить композицию. Законченная картина как будто разделена по горизонтали на полосы контрастного тона: яркое небо, темные деревья, залитый солнцем луг и передний план в тени. Таким приемом художники часто пользуются для того, чтобы привлечь внимание зрителя. Тень словно приглашает посмотреть на более солнечные участки пейзажа.

Стебли травы и полевые цветы

Слои цветовой заливки наложены поперек переднего плана, чтобы приглушить тона и создать иллюзию тени. Когда краска высохнет, художник сможет удалить маскирующую жидкость, которая была нанесена на предыдущем этапе работы. В данном случае художник стирал ее пальцем. Стебли травы и цветочные головки получают очень светлый базовый цвет, и они становятся хорошо заметными на более темном фоне.

Деревья в отдалении и луг

Прежде чем перейти к работе над передним планом, художник пишет линию деревьев на фоне далеких гор и добавляет два маленьких дерева справа от основной группы. На таком расстоянии мелкие детали не нужны, но очень важно использовать очень светлый разбавленный цвет, чтобы деревья «отступили». Свободная заливка холодным зеленым цветом используется для изображения лугов вдали. Лишь несколько горизонтальных линий более темного цвета обозначают неровности земли.

Цветы и травы

Тени становятся глубже, когда на картине появляются травы и полевые цветы

Свободно нанесенные мазки кистью добавляют интереса переднему плану. Теплые желтые и коричневые краски помогают изобразить высокую и высохшую траву. После удаления маскирующей жидкости появляются цветочные головки, окрашенные желтым кадмием. Еще несколько цветов обозначены яркими цветовыми акцентами, и они дополняют темные тона травы и кустарник на переднем плане. Эти цветочные головки написаны красной и белой гуашью, непрозрачной краской с высочайшей кроющей способностью. Не старайтесь упорядочить расположение этих цветов. Соединяйте их в группы, но меняйте очертания групп и их размер.

Тень на переднем плане

Правильный баланс тонов добавляет картине глубину

Тень, падающую на тропу, художник намеренно сделал светлой. Чуть темнее тон, и тень начала бы конкурировать с тоном деревьев на среднем плане и разрушила бы иллюзию глубины. Цвет художник набирает постепенно, нанося друг за другом светлые слои французской ультры, смешанной с желтой охрой. Такой подход помогает художнику точно «дозировать» тон. Не пишите тень с острыми краями, если, конечно, вы не хотите создать впечатление яркого солнечного света. Не стоит пользоваться для этой цели черной краской. Насыщенные синие или пурпурные цвета дают похожий эффект, но без чернильной мертвящей черноты.

Маскирующая жидкость

Маскирующая жидкость
На переднем плане светло-зеленые стебли травы проступили на темном фоне заливки после удаления маскирующей жидкости

Это эластичный раствор, который не позволяет краске впитываться в бумагу. Обычно ее используют для маскировки деталей и световых бликов, которые потом будет трудно дописать непрозрачной корпусной краской.

Закрашенная поверхность

Многие акварелисты совершают одну ошибку: они пытаются добиться фотографической точности. В результате вы можете получить очень точное изображение, но ему будет недоставать живости. Мы попытаемся дать вам несколько советов и научить, как получить окрашенную поверхность, которая обогатит и оживит ваши картины.

Пасмурная погода

Пасмурная погода

Художник показывает вам, как написать солнце, пробивающееся сквозь облака.

Ватным тампоном круговым движением снимите с бумаги немного краски.

Листья крупным планом

Листья крупным планом

Перо и акварельная краска помогут вам нарисовать листву на переднем плане так, чтобы она не казалась слишком плотной.

Нанесите рисунок пером поверх цветовой заливки разных цветов.

Деревья и движение

Деревья и движение

Вы можете написать деревья очень просто, используя только цветовую заливку для изображения листвы. Затем либо допишите широкими мазками кисти, либо дорисуйте пером стволы и ветки. Нагнувшиеся деревья и летящие листья создадут иллюзию ветреного дня.

Как написать деревья и листву

В пейзажной живописи деревья и листва достаточно часто изображаются просто абстрактными мазками. Но все-таки стоит познакомиться с различными породами деревьев, чтобы даже такие штрихи выглядели убедительно. Породы деревьев отличаются друг от друга формой кроны, многие из них меняют свой облик в соответствии со временем года, и поэтому деревья привносят в картину особую атмосферу.

Воздушная перспектива

Саймон Дженнингс Пейзаж с деревьями Холст, масло 51 х 76 см
Дэвид Дэй Деревья: цветные наброски на страницах из блокнота Акварель и смешанные средства

Создайте на картине иллюзию глубины, написав деревья на переднем плане насыщенными красками, и тщательно проработайте детали.

Деревья на среднем или заднем планах достаточно обозначить лишь силуэтами, и для них используйте более светлые тона.

Формы с мягкими очертаниями, написанные в технике «мокрым по мокрому», также создают иллюзию деревьев, стоящих на расстоянии.

Текстурные эффекты

Живопись мастихином

Живопись мастихином

Ветки высокой сосны с иголками можно написать с помощью мастихина, накладывая им слои густой акриловой краски.

Краем острия создайте текстуру.

Работа сухой кистью

Работа сухой кистью

Написав ствол и ветви, сухой кистью напишите собранные в купы листья на опущенных вниз ветках березы.

Пунктир

Пунктир

Так можно написать дерево масляными или акварельными красками.

Используйте кончик плоской или веерной кипи, и у вас получатся типичные еловые лапы.

Работа губкой

Работа губкой

Вы сможете изобразить листву дерева, пронизанную солнцем, с помощью натуральной губки, смоченной в краске.

Когда первый слой краски высохнет, вы сможете нанести следующий слой другого цвета или тона.

Затем кистью напишите ствол.

Цветовая заливка

Цветовая заливка

С помощью цветовой заливки можно изобразить всю крону дерева целиком, а затем заостренной палочкой нарисуйте ветки.

Рисунок палочкой

Рисунок палочкой

Заостренной палочкой вы сможете написать обнаженные ветки дерева, если будете макать ее в мокрую краску.

Сезонные изменения

Сезонные изменения

На рисунке вы видите дуб, внешний вид которого меняется в зависимости от времени года.

Весной и летом дерево украшено пышной зеленой листвой.

Обычно сквозь листву пробивается солнце. Осенью крона имеет такую же форму, как весной и летом, но листья приобретают красивую теплую золотистую окраску.

Поздней осенью и зимой дерево поит голым, и его скелет хорошо виден.


Пространства имён

Варианты
Действия



При использовании материалов активная ссылка на сайт "Уроки рисования" обязательна!