Персональные инструменты

Лессировка

Материал из Уроки рисовании
Перейти к: навигация, поиск
Home icon grey.png   TriangleArrow-Left.png Техника живописи TriangleArrow-Left.png Техника живописи масляными красками TriangleArrow-Left.png Лессировка


Лессировка - одна из традиционных техник, которые ассоциируются с живописью. Художники эпохи Возрождения, в частности, использовали лессировку для смешивания красок. Вместо того чтобы соединить краски на палитре, они наносили каждую краску отдельным слоем - тонким и прозрачным - одну поверх другой. Каждый следующий слой менял цвет предыдущего, словно цветное стекло. В результате получались тона с удивительной насыщенностью и сиянием.

Содержание

Оптическое смешивание

При использовании такого долго сохнущего средства, как масляные краски, лессировка превращается в достаточно длительный процесс. Ведь прежде чем вы сможете нанести следующий слой, вам придется дождаться, чтобы уже нанесенная краска высохла. В противном случае краски просто смешаются друг с другом и приобретут вид грязного пятна. В то же время при правильной лессировке удается добиться ни с чем не сравнимых цветов, которые невозможно получить при простом смешивании красок на палитре, так как прозрачные слои краски пропускают и отражают свет. Лессировка - это метод оптического смешивания, при котором краски смешиваются при взгляде на них. Каждый следующий слой меняет цвет предыдущего слоя, но полностью его не перекрывает. Такое неполное смешивание цветов в сочетании с отраженным светом придает лессированным участкам необыкновенное сияние.

Лессировка и непрозрачные краски

Лессировку можно наносить и на непрозрачные слои краски при условии, что они будут сухими на ощупь. Например, слишком холодные тона можно «исправить» правильным нанесением прозрачной краски теплого оттенка и наоборот. Похожего эффекта можно добиться и при нанесении тонкого слоя лессировки на уже законченную картину. Он смягчит слишком резкие контрасты и гармонизирует цвета, не скрывая выписанные формы.

Растворитель для лессировки

Краски для лессировки необходимо разбавить растворителем для лессировки, чтобы увеличить их текучесть и прозрачность. Быстро сохнущие синтетические растворители для лессировки сокращают период высыхания краски. Льняное масло нельзя использовать в качестве растворителя для лессировки: для того чтобы краска стала прозрачной, необходимо добавить к ней большое количество масла, и она просто стечет с основы. Терпентин меняет цвет краски, делая его тусклым и плоским. Если нанести слой лессировки на основе терпентина поверх масляной краски с высоким содержанием масла, то поверхность картины может покрыться трещинами.

Лессировка поверх других красок

Лессировка поверх других красок

Вы сэкономите свое время, если нанесете лессировочный слой масляными красками поверх подмалевка, выполненного яичной темперой, алкидными или акриловыми красками. Все они высыхают за несколько минут, а не за несколько дней. Акриловые краски следует наносить тонким слоем, иначе масляным краскам не за что будет «зацепиться», и на верхнем слое могут появиться трещины. Вы можете наносить масляные краски поверх акриловых, а вот обратный вариант невозможен.

При лессировке в результате наложения краски одного цвета на высохший слой краски другого цвета получается новый цвет. После лессировки тона кажутся более насыщенными и сияющими, чем при смешивании красок на палитре. Посмотрите, какой живой и яркий цвет получился при нанесении прозрачного слоя кобальтовой сини поверх светло-желтого кадмия (вверху). Но при смешивании этих же красок на палитре цвет получается более плоским (выше).

Как наносить лессировку

Джон Манке Портрет комнаты Холст, масло, 225 х 300 см

Для достижения наилучших результатов выбирайте прозрачную краску, например кобальтовую синь или природную сиену. Избегайте непрозрачных красок, таких как кадмиевые. Подмалевок должен быть сухим на ощупь, прежде чем вы нанесете на него слой лессировки. Смешайте краску с растворителем для лессировки до консистенции жидкой сметаны. Не допускайте передозировки растворителя, добиваясь прозрачности краски. Нанесите слой прозрачной краски и оставьте на несколько минут. Если лессировочный слой получился слишком заметным, возьмите чистую сухую веерную кисть (или старый помазок для бритья) и постучите по нему короткими движениями, держа кисть вертикально. В процессе постукивания вы заберете часть краски. Останется мягкая блестящая пленка, сквозь которую будет виден подмалевок. Если краска скапливается на кисти (помазке), периодически вытирайте ее тряпкой, чтобы она оставалась сухой и чистой.

В этом интерьере коробка и пул были написаны с помощью мастихина, а затем художник нанес слои лессировки, выбрав для них краски земли. Манке написал и пейзаж за окнами, также покрыв слой краски лессировочными слоями, нанесенными мягкой кистью. Рамы окон были написаны поверх лессировки, чтобы создать ощущение глубины.


Пространства имён

Варианты
Действия



При использовании материалов активная ссылка на сайт "Уроки рисования" обязательна!