Персональные инструменты

«Жирным по нежирному»

Материал из Уроки рисовании
Перейти к: навигация, поиск
Home icon grey.png   TriangleArrow-Left.png Техника живописи TriangleArrow-Left.png Техника живописи масляными красками TriangleArrow-Left.png «Жирным по нежирному»


Жирным по нежирному - терминология среди художников при нанесении красок на холст. Вне всякого сомнения, правильная подготовка основы для картины очень важна. И когда вы накладываете краску слоями, принцип «жирным по нежирному» должен соблюдаться.

Но самое важное не стать заложником «правильности», а просто получать удовольствие от самого процесса написания картины.

Содержание

Работа в технике «жирным по нежирному»

Термин «жирным по нежирному» является синонимом термина «гибким по твердому». Слово «жирный» в данном случае относится к краске с высоким содержанием масла и, следовательно, гибкой. В «нежирной» краске мало масла, или к ней не добавлена дополнительная доза масла. Она разбавлена терпентином или уайт спиритом и поэтому не такая гибкая. Когда вы пишете картину, накладывая краски слоями, следует использовать принцип «жирным по нежирному», когда каждый следующий слой краски обладает большей гибкостью, чем предыдущий. Для этого увеличивают процент содержания масла в краске. Тот же принцип используется и при использовании краски для малярных работ, когда в первом слое краски масла меньше, чем в последнем слое. Следовать этому принципу необходимо из-за того, как сохнет пленка на краске. Масло в краске сохнет не вследствие испарения, а вследствие поглощения кислорода из воздуха. На первом этапе высыхания вес масла увеличивается, и оно расширяется. Затем масло будет постепенно терять в весе, слегка сжиматься и твердеть. Если нежирную (и менее гибкую) краску нанести поверх жирной (гибкой), поверхность картины может потрескаться, так как в нижних слоях движение будет больше, чем в верхних. Когда вы накладываете краски слоями, начинайте с подмалевка, более тонкого, менее жирного и быстрее сохнущего, чем последующие слои. Например, начните с краски, к которой добавили разбавитель или быстро сохнущий алкидный растворитель. В следующем слое можно использовать либо неразбавленную краску из тюбиков, либо краску, смешанную с разбавителем и небольшим количеством масла. В каждом последующем слое краска должна содержать либо такое же, либо большее количество масла. В них не должно быть меньше масла.


Как удалить излишки масла

Как удалить излишки масла

Если вы хотите использовать масляный пигмент в качестве подмалевка, это может привести к появлению проблем, так как последующие слои не могут содержать меньше масла. Один из вариантов решения проблемы - это удаление излишков масла. На снимке вы видите малиновый ализарин, который выдавили на впитывающее бумажное полотенце и оставили на короткое время. Затем краску можно будет снять на палитру и использовать в качестве подмалевка.

Движение и опускание краски

Уильям Тернер (1775-1851) Открытие Вальхаллы (1842-1843) Доска из красного дерева, масло 112,7 x 200 см Галерея Гейт, Лондон
Уильям Тернер (1775-1851) Открытие Вальхаллы (1842-1843) Доска из красного дерева, масло 112,7 x 200 см Галерея Гейт, Лондон

На фрагменте картины Тернера справа можно увидеть, как разное время высыхания и различие в гибкости наложенных слоев краски привели к опусканию краски. Это связано с тем, что художник иногда использовал неразбавленные масляные краски в самых нижних слоях, а в верхних слоях добавлял к ним воск, смолы и битумы.

Время высыхания

«Нежирная» краска сохнет быстрее «жирной», тонкие слои высыхают быстрее густых слоев. Если положить поверх жирного или толстого слоя тонкий или нежирный слой, то первый слой будет сохнуть дольше и сокращаться при высыхании, тогда как затвердевшая краска верхнего слоя начнет трескаться.

Опускание красочной пленки

Участки потускневшей матовой краски на картине указывают на опускание красочной пленки. Они могут появиться на картинах, над которыми художник работает с длительными перерывами, и вызваны тем, что слои краски высыхают с разной скоростью. Высыхая, пленка на краске на какое-то время приобретает сходство с губкой и ее впитывающая способность значительно повышается. Такой период начинается через несколько дней после наложения краски и длится около шести месяцев. Если в это время накладывать следующие слои краски, то они могут опуститься. Дело в том, что предыдущий слой краски начнет вытягивать из них масло. Новые слои будут выглядеть тусклыми и сухими. Этого можно избежать, если постоянно работать над картиной, чтобы все слои высыхали одновременно. Если вы оставите картину больше, чем на неделю, а затем снова начнете над ней работать, опускание красочного слоя весьма вероятно.

Как оживить участки с опустившейся краской

Вы можете оживить эти участки, добавив к ним масла. Это не позволит появиться таким участкам на последующих слоях. Смешайте 80 % загущенного масла и 20 % уайт спирита и вотрите небольшое количество этой смеси в поврежденные участки с помощью мягкой тряпки без ворса. Дайте картине высохнуть в течение нескольких дней и только потом наносите следующие слои краски. Если небольшие участки все-таки остаются, повторяйте процедуру до тех пор, пока они не исчезнут.

Краски, содержащие много масла

Джордж Роулетт (George Rowlett) Большое поле рапса Холст, масло 45 х 60 см

Некоторые краски, содержащие много масла, например малиновый ализарин, начинают трескаться, если накладывать их толстым слоем, потому что они медленно сохнут. Если вам требуется толстый слой такой краски, его следует создать, нанеся несколько тонких слоев.

На некоторых участках этой картины толщина слоя краски достигает 38 мм, но она не потрескалась, и красочная пленка не опустилась. Дело в том, что художник использовал чистую масляную краску, не добавляя к ней ни разбавители, ни растворители, ни связывающие вещества. Он накладывает относительно тонкий подмалевок, а затем постепенно создает очень плотную текстуру. Художник не смешивает краски, поэтому не сталкивается с потенциальной проблемой сочетания «жирных» и «нежирных» красок.

Не добавляйте высушивающее масло

Если вы смешаете высушивающее масло, например льняное или маковое, с масляными красками из тюбиков, то это тоже может привести к появлению трещин на поверхности краски. Этого не случится, если добавить к этой смеси разбавитель.

Альтернативный метод

Если вы ограничены во времени, на участки с опустившейся краской нанесите кистью немного ретушного лака. Он снизит впитывающую способность краски, уже нанесенной на холст, и за него сможет «зацепиться» следующий красочный слой. Нанесите небольшое количество лака с помощью мягкой кисти и оставьте на 10 минут сохнуть, прежде чем вы продолжите работу. Недостаток этого метода заключается в том, что ретушный лак - это растворимая смола, поэтому пленку на этом слое краски могут повредить растворители, использованные в следующем слое. Он может испортиться также при лакировке или при очистке картины. Если слой краски сухой на ощупь сверху, но влажный внутри, не следует пользоваться ретушным лаком: на краске могут появиться трещины.


Пространства имён

Варианты
Действия



При использовании материалов активная ссылка на сайт "Уроки рисования" обязательна!